Понятие темпо-ритмической организации речи и его значение в становлении устной речи

20.04.2022

Понятие темпо-ритмической организации речи и его значение в становлении устной речи

 

Темп (от итал. tempo, лат. tempus – время) – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов [17]. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи [38]. 

Понятие темпа, заимствован из музыкальной терминологии для характеристики течения речи и иногда именуется как движение. Темп речи понимается как скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Таким образом, темп речи  определяется количеством слогов или слов, произносимых в единицу времени. 

Темп речи зависит от следующих параметров: 

− стиля произношения; 

− скорости произношения слов в единицу времени, от характера; 

− смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. 

Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам. 

Изменение темпа интонационно обусловлено. Так, ускорение темпа характерно для интонации вопроса, а его замедление – для повествовательного предложения и для текста, перегруженного логическими ударениями, Кроме того, медленный темп речи вызывает повышение тона, а ускоренный темп – его понижение. 

Таким образом, темп речи может определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. 

Темп речи формируется одновременно с развитием речи, и влияют биологические (наследственные) и социальные факторы. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. 

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. 

Ритм речи – это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. 

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его основу, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи. 

Н.В. Черемисина-Ениколопова указывает на наличие ритмомелодики в речи, которая представляет собой членение речи в соответствии с определенными интонационными и ритмическими моделями. Автор объясняет это тем, что существует тесная связь мелодики с ритмом, причем не только с ритмом слова, но и с ритмической организацией синтагмы и предложения. 

Гвоздев А.Н. отмечал, что ритм речи (от греч. rhythmos – размеренность, стройность) – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую,   экспрессивно эмоциональную функции.

  Ритм может быть простым и сложным. Основой ритмической группы является ударный слог. Если группа содержит один ударный слог, то его можно назвать простой. Следовательно, если ритм складывается из простых ритмических структур, то его принято называть простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным или групповым. 

Н.В. Черемисина-Ениколопова в качестве физиологической основы речевого ритма рассматривает ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющей коммуникативную функцию, ритм управляется интеллектуально. Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для речевого  ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологическую основу, так как каждому слогу в идеале соответствует толчок выдыхаемого воздуха. Но он не имеет смысловой основы, за исключением односложных слов. В последнем случае речь уже будет идти не о слоговом ритме, а о словесном. Словесный ритм, наоборот, обусловлен интеллектуально, но не имеет физиологической базы. В роли основного речевого ритма, обусловленного и физиологически и интеллектуально, выступает синтагменный ритм. Ритм дыхания только во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм разговорной речи, который у различных людей будет разным. Он будет зависеть от особенностей ритмов дыхания, возраста, пола, положения тела, температуры тела, физического и психического состояния, говорящего. 

 Таким образом, темп и ритм речи являются важной характеристикой просодии. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, фразообразующию,  и экспрессивно-эмоциональную функции.Хочу такой сайт

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·        «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

·        «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук стук, стук стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп хлоп, хлоп хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук стук стук, стук стук стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп хлоп хлоп, хлоп хлоп хлоп.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

·        «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 

·        Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

·        Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

·        Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.12.2022

Дата обновления: 07.12.2022

Дата публикации: 20.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».