"...Речь без дыхания немыслима. ..."

17.12.2021

"...Система дыхательных движений есть первичный механизм системы речи, и поэтому речевые реакции определяют собой дыхательные движения. Синтаксическое строение фразы, интонации, паузы, знаки препинания, темп речи, течение предложений и чередование тона — все это получает свое осуществление через соответствующие модуляции дыхания ..."

Лев Семёнович Выго́тский

      Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок верно  произносит звуки, говорит громко, четко, выразительно, плавно и соблюдает необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом.  Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно, направлять воздушную струю в нужном направлении, овладеть  способностью выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

     Послушайте, как дышит ваш ребенок, не приходится ли ребенку держать рот открытым, не затруднено ли у него носовое дыхание?

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

- речь на вдохе, речь «взахлеб»;

- неумение рационально использовать выдох, речь звучит то громко, то тихо;

- неполное возобновление запаса воздуха;

- при слабом вдохе и выдохе речь слабая и едва слышная;

- при неэкономичном и неравномерном распределении выдыхаемого объёма воздуха происходит «проглатывания» конца слова или фразы;

- неправильное  направление воздушной струи приводит к искажению звуков.

Чтобы научить ребенка четко и правильно говорить, владеть голосом, необходимо научить его правильно дышать.

 

Для  развития речевого дыхания необходимо решить следующие задачи:
1) формирование навыков  правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических  компонентов речи;

_ Вдох следует производить через нос, выдох через рот.

_Выдох плавный.

_ Во время выдоха губы складываются в трубочку, щеки не раздуваются.

Во время занятий необходимо соблюдать некоторые правила.

1.заниматся в проветренном помещении.

2. занятия ограничивать по времени (в пределах 3-5 минут).

3. одежда не должна стеснять движений

4. не заниматься сразу после приема пищи

5.занятия с ребенком необходимо отложить, если у него  заболевание органов дыхания в острой стадии.

Игры и упражнения на развития речевого дыхания

 

·       Рекомендуется начать с простых для ребенка игровых упражнений:

·       надувание воздушных шаров;Хочу такой сайт

·       Описание: Дыхательная гимнастика - Govorynchikпускание мыльных пузырей;

·       дуть на разноцветные вертушки;

·       дуть через соломку в стакан с водой;

·       игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке, свистульке, губной гармошки

 «Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Задуй свечку»

Ребенок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«Лопнула шина»

Исходное положение: ребенок разводит руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе произносит медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, ребенок делает непроизвольно вдох.

«Накачай шину»

Предлагаем накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2022

Дата обновления: 06.12.2022

Дата публикации: 17.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».