17.12.2021
"...Система
дыхательных движений есть первичный механизм системы речи, и поэтому речевые
реакции определяют собой дыхательные движения. Синтаксическое строение фразы,
интонации, паузы, знаки препинания, темп речи, течение предложений и
чередование тона — все это получает свое осуществление через соответствующие
модуляции дыхания ..."
Лев Семёнович Выго́тский
Правильное речевое дыхание является
основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование,
сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок
верно произносит звуки, говорит громко, четко, выразительно, плавно и
соблюдает необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это
делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать
время выдоха, расходовать воздух экономно, направлять воздушную струю в нужном
направлении, овладеть способностью выполнять
короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным
произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание
позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим
добиваться максимального звука и плавности.
Послушайте, как дышит ваш ребенок, не
приходится ли ребенку держать рот открытым, не затруднено ли у него носовое
дыхание?
Существует
множество несовершенств речевого дыхания:
- речь на вдохе, речь
«взахлеб»;
- неумение рационально
использовать выдох, речь звучит то громко, то тихо;
- неполное возобновление
запаса воздуха;
- при слабом вдохе и
выдохе речь слабая и едва слышная;
- при неэкономичном и
неравномерном распределении выдыхаемого объёма воздуха происходит
«проглатывания» конца слова или фразы;
- неправильное направление воздушной струи приводит к искажению
звуков.
Чтобы
научить ребенка четко и правильно говорить, владеть голосом, необходимо научить
его правильно дышать.
Для
развития речевого дыхания необходимо решить следующие
задачи:
1) формирование
навыков правильного
речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
_
Вдох следует производить через нос, выдох через рот.
_Выдох
плавный.
_
Во время выдоха губы складываются в трубочку, щеки не раздуваются.
Во время занятий необходимо соблюдать некоторые правила.
1.заниматся в проветренном
помещении.
2. занятия ограничивать по
времени (в пределах 3-5 минут).
3. одежда не должна
стеснять движений
4. не заниматься сразу
после приема пищи
5.занятия
с ребенком необходимо отложить, если у него
заболевание органов дыхания в острой стадии.
Игры и упражнения на развития речевого
дыхания
· Рекомендуется начать с простых для ребенка игровых
упражнений:
· пускание мыльных пузырей;
· дуть на разноцветные вертушки;
· дуть через соломку в стакан с водой;
· игра на духовых музыкальных инструментах, например,
дудочке, свистульке, губной гармошки
«Топор»
Ребенку предлагается
поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки
вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки,
произнести «ух» на длительном выдохе.
«Задуй свечку»
Ребенок держит
полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предлагается медленно и тихо
подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
«Поем песенку»
Вдохнуть воздух через
нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания
звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Ворона»
Ребенку предлагается
быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки
- длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».
Аналогичным образом
можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на
выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка -
«мяу» и т. д.).
«Лопнула шина»
Исходное положение:
ребенок разводит руки перед собой, изображая круг - «шину». На выдохе
произносит медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что
правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха
легко сжимается. Занимая исходное положение, ребенок делает непроизвольно вдох.
«Накачай шину»
Предлагаем накачать
«лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую
ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с».
При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
«Воздушный
шар»
Выполнение упражнения
аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук
«ф-ф-ф».
«Жук жужжит»
Исходное положение:
руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети
произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают
непроизвольно вдох.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2022
Дата обновления: 06.12.2022
Дата публикации: 17.12.2021